Вернуться к списку

Йога и аюрведа – две грани одного бриллианта

Аюрведа - это древнейшая из целительских систем мира, великолепная, эффективная технология восстановления сил, здоровья, красоты, пришедшая из Индии и стремительно набирающая популярность в России и во всем мире. Йога, так же как и аюрведа, зародилась в древней Индии. Они имеют не только общий язык, но и общие цели - улучшение физического и духовного самочувствия человека.

юрведа – наука жизни.

Аюрведа - означает дословно с санскрита «наука жизни», это не просто медицинская система, работающая с болезнью, но наука правильной жизни, нацеленная на оптимальное здоровье, долговечность и омоложение. Она помогает нам излечить себя, приводя нас к самореализации, принося поток жизненной энергии внутрь нас. В аюрведе здоровье, творческий потенциал и духовность должны идти вместе. Аюрведа определяет благополучие, как гармонию тела, ума и высшего «Я». Это делает аюрведу естественно связанной с Йогой, как стремлением к высшему «Я».

Йога и аюрведа - связаны аспектами Ведической науки, древней Индийской науки о сознании. Они появились из одной и той же культуры, на одном историческом фоне и росли вместе. Они совместно используют один и тот же язык, философию и методологию. Мы можем называть аюрведу «йогической медициной», потому что она следует за йогическим или интегральным подходом к исцелению. Йога, как наука самореализации, окончательная цель аюрведы, как науки жизни. Вся жизнь - поиск самореализации, которая является полным раскрытием нашего высочайшего потенциала.

Аюрведа обеспечивает основу здоровья и благополучия для тела и ума, рекомендуя правильную диету, травы, упражнения, массажи, процедуры и образ жизни. Йога показывает, как развить более высокое сознание различными методами, от асан и пранаямы до медитации. Сама аюрведа - своего рода йога или путь союза с целительными силами природы. Аюрведа обеспечивает правильный образ жизни, дает уникальные, проверенные веками рецепты средств, применяемые для массажей и процедур, чтобы йогические методы действительно пустили корни и росли внутри нас. Так что все ученики, изучающие йогу должны разбираться в аюрведе и стремиться развиваться путем аюрведы в жизни. И подтверждением тому служат примеры многих гуру йоги, таких как Патанджали, автор «Йога Сутр», классического трактата по йоге, он был также знатоком аюрведы, как и множество величайших современных йогов, таких как Шри Юктешвар, гуру Парамахамса Йогананды и другие.

Совершенный человек - не просто физическое тело или набор биохимических процессов. Каждый из нас - комплекс из трех тел: физического, тонкого и причинного, или тело, ум и душа, в которой воплощено высшее «Я». Наш истинный человеческий потенциал не только физический, но также и умственный, эмоциональный и духовный. Мы имеем потребность в питании, самовыражении и реализации на всех уровнях. В то время как физическое тело - основа, а духовность - окончательная цель, ум является главным средством развития. Мы нуждаемся в оздоровительной системе, воздействующей на природу человека комплексно. Йога и аюрведа показывают, как подвергать воздействию все уровни нашего существа, уделяя каждому из них правильное внимание и не развивая один уровень за счет других.

Смысл аюрведы прост: здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но живая гармония между окружающей средой, телом, разумом (умом) и Духом. Аюрведа учит, что мы можем существенно влиять на наше физическое состояние путем выбора и через понимание ситуации. Именно поэтому мы не должны считать себя пассивными жертвами болезнетворных влияний. Мы в состоянии изменить наши умы и тела, очищая себя от токсинов и увеличивая поступление нужных питательных веществ.

Аюрведа в 21 веке привлекает к себе пристальное внимание всего мира, поскольку она позволяет лечить те недуги, с которыми пока не умеет справляться классическая медицина.

В наш беспокойный век: хроническая усталость, стрессы, беспокойный ритм однообразной действительности, нездоровая экология - это и многое другое приводят к тому, что человек очень быстро теряет здоровье и привлекательность. Аюрведа дарует красивую, молодую жизнь без тревог и болезней, жизнь в гармонии с целым миром.

В процедурах аюрведы используются только натуральные, изготовленные в Индии по старинным рецептам косметика и масла.

На протяжении всех тысячелетий, в течение которых прослеживается существование аюрведы, ее основные принципы не менялись, так как они были изначально выведены из универсальных законов природы, которые всегда остаются справедливыми. Это отличает аюрведу от современной научной парадигмы, где старые теории оказываются поверженными под натиском новых методов, в течение короткого периода времени.

Основным методом аюрведы является вдумчивое наблюдение природы, наблюдение того, как все устроено и действует. Аюрведа признает существование очень глубокой связи между процессами в природе и в организме.

Аюрведа - это и наука, и искусство поддержания здоровой жизни. Цель Аюрведы - лечение заболеваний, улучшение качества и увеличение продолжительности существования человека. Как искусство устройства жизни, она происходит из духовного, философского и практического понимания законов мироздания. А как наука предполагает глубокое всестороннее исследование уникальных особенностей личности - строения тела, ума и характера, то есть индивидуального сочетания элементов физического, ментального и эмоционального уровней, гармония которых становится фундаментом здоровья и счастья. Аюрведа лечит как весь организм, так и отдельную болезнь, причем большее внимание уделяется устранению причин заболевания, чем удалению его симптомов.

В Аюрведе предупреждение болезни достигается разумным балансом лечения, питания и стиля жизни, основанным на правильном сознании, а также рекомендации по практике йоги. В зависимости от конституции тела, возраста, ментального состояния, силы пищеварения и наличия вредных привычек, каждый пациент получает определённые предписания, подобранные только для него.

Аюрведа принимает каждую личность и болезни каждой личности индивидуально. Можно сказать, что не существует двух одинаковых личностей и не существует двух одинаковых болезней. Аюрведический врач лечит скорее не болезнь как таковую, а личность.

Для лечения и предупреждения болезней аюрведический доктор использует 6 основных принципов:

  • Специально подобранная диета
  • Рекомендуемый образ жизни (режим, упражнения)
  • Панчакарма - очищение организма с помощью индивидуально подобранных процедур, таких как массажи травяные и масляные, паровые бани, поливки маслом различных участков тела, выведение токсинов, лечебные клизмы
  • Травяные лекарственные сборы - для лечения и предупреждения болезней
  • Марма - точечное воздействие на организм, помогающее устранению заболеваний на грубом и тонком уровнях.

Болезнь - очевидный процесс, с помощью которого тело подсказывает нам о дисгармонии с окружающим миром и неестественной для нас жизни. Аюрведические методы лечения восстанавливают нарушенный баланс между нами и окружением, а в гармоничном и счастливом состоянии болезни отходят и наступает выздоровление.

Первоэлемнты аюрведы и теория трех Дош

Согласно аюрведе, наш мир состоит из 49-ти первоэлементов, пять из которых являются основными, т.к. имеют первостепенное значение для жизни и здоровья человека. Эти первоэлементы: эфир (пространство), воздух, огонь, вода, земля. Первоэлементы – это реально существующие «тонкие» энергии, которые не обнаруживаются обычными физическими приборами. Пять первичных энергий – первоэлементов объединяются в пары и формируют так называемые доши. Их можно образно представить в виде информации, записанной на микросхеме компьютера, что задает определенный алгоритм действия программы. На санскрите эти три доши называются вата, питта и капха. Вата содержит энергию пространства и воздуха, или как иногда его называют, ветра. Питта объединяет энергии огня и воды. Энергии земли и воды формируют капху. Все пять первичных энергий и три доши присутствуют в каждом из нас, заставляя нас поступать, чувствовать и выглядеть определенным образом. Однако пропорции дош меняются от человека к человеку, выделяются от семи до десяти типов конституции в зависимости от доминирующей в конституции доши: доминирующая вата, доминирующая питта, доминирующая капха, вата-питта (или пита-вата, если пита незначительно преобладает), вата-капха (или, как в случае выше, капха-вата), питта-капха (или капха-питта). Существует также тип вата-питта-капха, когда все три доши равнопредставлены (самый редкий и встречается чаще у людей занятых духовными практиками). Для определения вашей доши – типа конституции, необходимо пройти специальный тест у специалиста аюрведа (этот тест можно пройти в нашей студии).

Каждая доша управляет определенными функциями тела. Вата отвечает за любые движения, как произвольные (движения тела), так и непроизвольные (мигание глаз). Человек, обладающей большим количеством этой энергии, будет чрезвычайно активным. Доша может находится в состоянии равновесия или дисбаланса. Сбалансированная вата разбудит вас на заре и даст ощущение легкости, свежести, энтузиазма и творческого подъема сил на весь день. Дисбаланс ваты приводит к потере концентрации и беспокойству, побуждает к суетливой и бессмысленной деятельности. Такие люди склонны доводить себя до истощения, забывая даже о таких элементарных вещах, как своевременный отдых, прием пищи и воды.

Питта управляет метаболизмом. Она регулирует все процессы, в которых участвуют химические реакции, например пищеварение. Питта отвечает за гормональные процессы и поддерживает температуру тела. Сбалансированная питта обеспечивает нормальное функционирование всех систем организма в любых обстоятельствах, давая ощущении е тепла и комфорта. Такие люди обладают ясностью ума и адекватно оценивают ситуацию. Они дисциплинированны и целеустремленны. Избыток питты вызывает ощущение жара и раздражительности, такой человек становится излишне критичным и вспыльчивым.

Капха состоит из элементов, которые, соединяясь, формируют структуру тела. Она обеспечивает необходимую смазку суставов и срастание костей после перелома. Сбалансированная капха дает телу и уму поразительную крепость, выносливость, изящество и способность любить. Избыток капхи делает человека тяжеловесным как в прямом, так и в переносном смысле.

Каждый из нас имеет уникальную комбинацию этих трех дош и основной задачей аюрведы является сохранение баланса дош человека, путем специальных процедур и массажей.

Другой базовой концепцией аюрведы является пракрити. Это один из самых полезных инструментов для поддержания идеального здоровья. Согласно аюрведе, каждый человек рождается с уникальной комбинацией трех дош (пракрити), которая является причиной всех физических, ментальных и эмоциональных различий между людьми. Зная свою пракрити и следуя рекомендациям аюрведы по образу жизни, предназначенным для этой пракрити, каждый желающий может достичь идеального здоровья. Однако, зачастую в процессе жизни человек в результате не правильного образа, не правильного питания и т.п. отклоняется от своей пракрити и приходит к дисбалансу свей доши – викрити (текущее состояние конституции). Специалист аюрведы определяет в результате осмотра и тестирования пациента его врожденную практити и определяет настоящее состояние пациента, его викрити, исходя из полученной информации составляется подробные рекомендации по образу жизни, питанию, практики йоге и по тем аюрведическим процедурам, которые помогут прийти к естественному балансу и гармонизировать дошу пациента.

Еще один краеугольный камень аюрведы - признание глубокой связи между индивидом и окружающей его средой. Согласно аюрведе, особенно сильно влияют на здоровье человека смена времен года и климатические условия, смена преобладающих ветров, температуры, влажности и количества осадков. Баланс элементов в окружающей среде влияет на баланс дош в организме. Научившись распознавать такие изменения и отвечать на них, мы сможем лучше поддерживать функциональный гомеостаз, идеальное для вас соотношение дош.

Например, для летних месяцев характерно сильное преобладание элемента огня в природе. По мере роста температуры окружающей среды в теле усиливается питта-доша. Как только преобладание этого функционального принципа становится критическим, равновесие питты с остальными дошами нарушается. Следом нарушаются физиологические процессы. Мы чувствуем изжогу, становится жарко. Мы страдаем от этого, становимся раздражительными. Зная о пракрити, или уникальном типе конституции тела, нам проще сохранять равновесие трех дош путем соответствующих изменений в диете и образе жизни.

Асаны для вашей доши

Аюрведой рекомендуется включать асаны йоги в наш повседневный образ жизни. Позы, которые мы выбираем, и то, как мы делаем их, должны по началу, естественно отражать состояние нашей структуры, нашу осанку и структуру кости. Но они должны также соответствовать нашему аюрведическому типу или доше. Асаны, полезные для одного типа людей, могут не быть полезными для другого. Каждый тип требует своих собственных асан и своего собственного пути выполнения их. Чувствительный тип Вата нуждается в медленных и успокаивающих асанах, таких как нежные изгибы позвоночника. Пламенный тип Питта требует охлаждения и расслабления в асанах подобных стойкам на плечах. Медлительный тип Капха требует экспансивных, стимулирующих и подбадривающих асан с сильным дыханием.

Йога и аюрведа показывают нам, как понять нашу природу так, чтобы мы могли делать правильный выбор и осуществлять правильные действия, чтобы найти счастье и избавиться от болезней. Они помогают нам понять нашу роль во вселенной сознания.


Детская йога 14 апреля

Йога с пропсами 17 сентября